Семицветная ручка

Рассказ

Серебристое январское солнце, с утра еще подмигивающее редкими лучами, к двум часам дня окончательно затопили серые липкие тучи. Я шел из школы, задрав вверх голову и рискуя каждую секунду оступиться и в буквальном смысле ударить лицом в непролазную грязь, и видел в застиранной фланели неба свою мечту – шикарную семицветную ручку. Ручка эта была красная и толстенькая – как маленький сомик – и имела семь (о боже!) неповторимых удивительных цветов: черный, синий, красный, фиолетовый, зеленый, голубой и розовый. Я мечтал обо всех цветах, но более о всего о голубом и розовом – обладание этими чернилами означало бы вход мой в буржуйскую роскошь. Школьный пролетариат имел доступ к скучным, мещанским цветам: синему, красному и зеленому. Черный был в обиходе только у девочек старших классов, которые тушью разрисовывали плакаты к праздникам. Каждый год одни и те же. Новый Год – плакат с надписью и девочкой, украшающей уже разукрашенную елку. Восьмое марта – плакат с надписью и девочкой с букетом мимоз. Навруз – плакат с надписью и девочкой, помешивающей в котле сумаляк*. Надпись черная, девочка с косичками и разноцветная. С тех пор черный для меня цвет бюрократии.
Я хлюпал по расползающемуся под ногами темному снегу и мечтал о ручке. Я представлял, как небрежно держу ее двумя пальцами, как задумчиво грызу ее верхушку, как деловито меняю цвета. Как пишу диктант синей пастой, а подчеркиваю – тут у меня почти текла слюна – розовой. Сапоги мои давно промокли – еще бы, задумавшись, я не пропустил ни одной лужи – вода впилась в шерстяные носки и вместе с шерстью прилипла к ногам. С деревьев падали капли – в нашем климате снег надолго не задерживается – дорога домой превратилась в отвратительную холодную и мокрую кашу со следами ног и шин автомобилей – небо спустилось на землю молочно-грифельным воздухом – уныло таращились серыми окнами дома – а я шел и не видел перед собой ничего, кроме по-летнему красной ручки.
Как водится, путь к мечте не бывает без препятствий. Ручку нельзя было купить – во-первых, у нас ее еще не продавали, а во-вторых, если бы и продавали, она бы стоила несусветных денег. В магазинах предлагались только трехцветные – скучные, с казенными цветами – и даже они стоили слишком дорого. Так дорого, что мать никогда бы мне такую ручку не купила. Что уж говорить о красной… Стоит ли удивляться, что единственная на весь город (я почему-то в этом был уверен) семицветная ручка была у самой богатой девочки в моем классе. У девочки Маши. Маша была нервной и избалованной – жила с бабушкой, родители занимались торговлей где-то в России. Моя мама говорила, что Машу жалко, потому что у нее нет рядом отца с матерью, а я отчаянно Маше завидовал. Модный ранец – розовый, с Сейлормун. Огромный пенал в сердечках, в который помещались ручки, линейки, стирательная резинка и восемнадцать фломастеров. Свежие котлеты с нежным пюре в диковинных стеклянных контейнерах. Шоколадные конфеты в золотистой обертке. Бирюзовая шубка и белоснежная шапочка. А главное – ручка. На переменах я ходил осторожными кругами вокруг парты Маши – пытался краем глаза схватить ручку, мирно лежащую в пенале, норовил пройти мимо, когда никого не было в классе, и ненароком коснуться ее темно-красной прохладной глади, содрогался от желания схватить ее и никогда больше из рук не выпускать. Не брал, конечно. И не просил Машу дать ручку посмотреть, как другие дети. Я – боялся. И Маши, и насмешек одноклассников, и презрения учительницы. В классе я был одним из самых бедных. Мать моя была портниха. К середине девяностых ее профессия стала никому не нужна: на рынках появились вещи из Китая – красивые, яркие, недорогие. Шить стало дорого и немодно. Отца у меня не было с рождения. Где он и что с ним – я почему-то у матери спросить не решался. Мать шила мне рубашки из отрезов со стариковским рисунком – белый фон, а на нем жирные синие полосы, — покупала одни джинсы на сезон и ежедневно складывала в рюкзак на обед перловую кашу в банку из-под маргарина «Рама». Эта перловая каша была моим стыдом и наказанием. Остальные дети обедали в столовой – кормили там ужасно, но все равно считалось, что это «круче», чем приносить обеды из дома. Конечно, некоторые обеды были исключением и предметом для зависти, например, уже упомянутые котлеты. От меня с моей перловкой отворачивались и кривили лицо. Девочки не хотели сидеть со мной за одной партой, говорили, что я воняю. Я не помню, вонял я или нет. Может, и правда, вонял. А может, дети, как животные, резко чувствуют особь, отличающуюся от них и сразу, на всякий случай, атакуют эту особь, пытаясь свести таким образом контакт до минимума.
Однако все это были лишь прелюдии: и шутки, и смешки, и толчки словно невзначай, и отказы играть со мной в футбол, и нежелание вставать со мной в пару, когда стройной шеренгой нас гнали в актовый зал, и отсутствие ролей в новогодних спектаклях. Или такие роли, от которых повеситься хотелось. Например, роль кочана капусты – мама тогда нарядила меня в костюм, отдаленно напоминающий женское бальное платье. Еще была роль медведя, которого атакуют пещерные люди и забивают копьями. Окончательное же мое падение в глазах класса, навеки отрезавшее меня от возможности попросить подержать ручку, произошло после одного случая – удивительно незначительного, если о нем задуматься, но навсегда уничтожившего меня в глазах одноклассников и учительницы. Я решил перекусить на большой перемене. Лет до тринадцати мне постоянно, невыносимо хотелось есть – рос, видимо. Я достал свою темно-желтую баночку из-под «Рамы», доверху набитую перловкой и, облизываясь и ссутулившись над партой – чтобы не видели, как я ем кашу, — принялся банку открывать. Я тянул на себя пластмассовую крышку, она не поддавалась, я потянул сильнее, еще – и тут случилась катастрофа – крышка резко отскочила от краев банки, банка вылетела из моих рук и перловка выстрелила из нее белым дождем – мой обед рассыпался по парте, по полу, по волосам сидевшей впереди меня девочки-отличницы. Несколько секунд я сидел оцепеневший – пытался осознать, что мне до вечера ходить голодным. Отличница визжала, обзываясь на меня. По лицу ее катились слезы. Мне ее действительно было жаль – противно, наверное, чувствовать на волосах крошки каши. Одноклассники подбежали, сгрудились вокруг нас и переговаривались. Учительница поднялась из-за своего стола. Подошла. Увидев, что я натворил, сказала: — А ну быстро убери эту гадость, — и увела отличницу умываться. Ее голос вывел меня из ступора, я опустился на пол и начал руками собирать кашу – она была еще теплая, перловые крупинки липли к моим пальцам и не хотели отцепляться, когда я пытался сбросить их в свою коробку. Каша смотрела на меня со всех сторон – свежая, все еще вкусная – и мне так захотелось ее, что я не выдержал и украдкой, пригнувшись к полу еще сильней – будто бы собирая кашу, сунул пальцы с остатками перловки в рот. Мягкий вкус обжег мне рот, а через минуту мои уши обожгли слова: —Смотрите, он кашу с пола ест!
—Как бомж!
—Побирашка!
—Фу!
—Гадость какая! Нищий!
Мальчики улюлюкали, девочки отворачивались. Не поднимая головы, сжавшись от желания уменьшиться до размеров перловой крупинки, я продолжал собирать свою еду. Моя репутация была совершенно погублена, но в тот момент я жалел только о том, что не додумался сложить перловку в коробку и тайком поесть ее позже, по дороге домой. Она была такая вкусная.
Учительнице, конечно, все рассказали. Она поморщилась и с тех пор решила меня не замечать. На уроках не вызывала, тетради проверяла кое-как – мать несколько раз хотела пойти в школу поговорить с ней, но я отговорил – боялся, что учительница расскажет матери о случае с кашей – о том, что я ел ее с пола. Мне казалось, что узнав о моем поступке, мать меня разлюбит и у меня совсем никого не останется. У детей своя логика.
Было одно положительное следствие моего отлучения от общества: мне теперь никто не мешал мечтать о ручке. Для одноклассников я стал невидимым. Даже другие патологические неудачники сторонились меня. И дело, конечно, было не только в моей бедности, полосатых рубашках и перловке – хотя это, конечно, все были факторы тоже важные. Дети чувствовали, что я другой. И чем взрослее мы становились, тем острее они осознавали мою непохожесть. В детском саду нет никакой разницы между мальчиком толстым, мальчиком со смешной фамилией и мальчиком необъяснимо странным. Смеются над всеми одинаково. В школе уже иначе. Толстый мальчик начинает дружить с мальчиком со смешной фамилией, раз их двое – они сила, их частично признают одноклассники. Но странного мальчика признать невозможно: он чужой, он не наш. А если странный мальчик вдобавок к этому вечно молчит, ест перловку и носит полосатую рубашку, считайте его школьную судьбу загубленной.
Нельзя сказать, чтобы я сильно страдал от одиночества. Хотелось, конечно, почувствовать, каково это – шептаться на уроках, бегать вместе с кем-то на перемене в туалет, обсуждать девочек (футбол мне обсуждать не хотелось), делить пополам булочку, но вместе с тем… Мне было хорошо в своем коконе – я научился ценить независимость и свободу – и одинокие прогулки из школы домой, когда я всякий раз по-новому глядел на старый маршрут и раз за разом, не уставая, размышлял, кто может жить за окном с оранжевыми занавесками или кто по ночам прячется за гаражом и пишет на нем слово «х*й»; и спокойные, неторопливые обеды дома – я разогревал суп или кашу – укладывал на стол книжку, почему-то особенно много тогда перечитывал милицейские записки Шеина и «Владетеля Баллантрэ», заваривал пакетик с малиновым чаем, счастливо вздыхал и принимался за трапезу с изумительными собеседниками; или мои спокойные послеполуденные часы – после обеда и мытья посуды – я или читал книгу (обычно иную, чем во время обеда – так у меня было заведено), или готовил яд. Обожая детективы и мечтая о ручке, я додумался до того, чтобы отравить Машу – не чтобы я сильно ее ненавидел, нет – скорее, она меня раздражала тем, что перекрывала доступ к ручке. А ручка ждала меня – она хотела, чтобы я взял ее в руки и сложил в нагрудный карман – ближе к сердцу – она просила этого – своей ракетовидной формой, четко выскакивающими стержнями при смене цветов, аккуратной закругленной макушкой. Для яда я придумал рецепт очень простой. Мама вечно стращала меня таблетками: говорила, что, если проглотить не те таблетки или не в том количестве, запросто можно умереть. Я решил натолочь понемногу всех таблеток из аптечки и размешать в уксусе (насчет уксуса мама меня тоже предупредила), а затем, когда смесь настоится, отнести в школу и подлить или подсыпать Маше в обед. Для хранения яда я выбрал пузырек из-под аскорутина – темно-голубой, пластмассовый. Приготовить яд заняло у меня несколько месяцев, потому что мне казалось, что ингредиентов недостаточно – мне надо было, чтобы Маша непременно умерла, я почему-то не видел иного выхода из создавшегося положения вещей – и я продолжал добавлять таблетки и любые найденные в доме жидкости, включая хлоровый отбеливатель, в микстуру. Пузырек прятал за старым сервантом в детской. По ночам я планировал, как попаду в столовую и смогу сесть рядом с Машей – это было действительно тяжело придумать, поскольку денег на обед мне не давали, а сесть с Машей означало маленькую революцию и привлекло бы ко мне внимание, чего я, как будущий преступник, хотел менее всего. Странно, но я совершенно не волновался о том, как спрячу в еде свой яд, похожий на мумие – видимо, думал, что Маша умрет мгновенно, как Марстон* от цианистого калия. Зато я хорошо просчитал, как буду забирать ручку. Когда Маша станет задыхаться и начнется паника, я вскочу и побегу в класс – там никого не будет, все ведь на обеде – схвачу ручку и вернусь обратно в столовую. Я как-то замерил время от класса в столовую – всего полторы минуты без траффика (без детей). То есть на все про все, включая изъятие ручки из машиного пенала – четыре минуты. Когда же начнут искать ручку – я так был уверен, что после смерти девочки ее будут искать – никто уже не вспомнит, что я пропал на несколько минут. От гордости планом я иногда не спал целыми ночами.
Пробраться в столовую и сесть рядом с Машей мне так и не пришлось. Зато выпал случай ручку украсть. Странно, но до самого момента кражи мне никогда эта возможность в голову не приходила. Я придумывал дикие сценарии, но не мог додуматься до элементарного воровства.
Это случилось в мае. Близились летние каникулы, мы готовились к ежегодным экзаменам, на которых нас проверяли на скорость чтения и красоту почерка, мучились от жары в душных классах, завистливо поглядывали на ветки цветущих вишен – усыпанные бело-розовыми, молочными цветами те беззаботно стучались в окна и кивали нам. Иногда учителя разрешали открыть окно и счастливчики, сидевшие у окна, могли дотянуться до вишни и сорвать для себя кусочек весны. Я обмахивался тетрадкой с задней парты третьего ряда – и мечтал: о лете, книжках и, конечно, о ручке.
В тот день было совсем жарко и мы сидели осоловевшие от духоты. Клонило в сон. Все, включая учительницу, не могли дождаться звонка на перемену и вырваться из газовой камеры класса хотя бы на десять минут. Я украдкой глядел на парту Маши: ручка, вынутая из гнездышка в пенале, небрежно лежала возле него. Бока ее ярко горели красным на солнце – призывно и маняще – я любовался на мою красавицу – облизывался – и тут произошло то, о чем я и мечтать не мог. Маша задремала, учительница заметила это и резко ее окликнула. Девочку вырвали из сна, она резко вздрогнула, дернула руками, задела пенал, тетради, карандаши, а главное, ручку – и все это сдвинулось к краю, а секундой позже с грохотом упало на пол. Перед моими глазами медленно, не спеша – обман зрения, конечно, — летела ручка. Я кинулся подхватить ее, чтобы она не ударилась о жесткий дощатый пол, но удержался – мне нельзя было выдавать свои чувства. Летели пенал, тетради, карандаши, вскрикнула Маша, повскакивали дети – а ручка во всем этом хаосе приземлилась – благополучно! – не треснула, не раскололась – и, словно слушаясь моего взгляда, закатилась под металлическую трубку парты, связывающую стол со стулом – расстояние между трубкой и полом было небольшим, но ручка как-то умудрилась втесаться в это расстояние и схорониться в нем. Если не приглядываться, увидеть ее было практически невозможно. Все бросились помогать Маше собрать вещи с пола, она начала громко рыдать – она часто плакала по поводу и без – я тоже подскочил к ее парте, делая вид, что хочу помочь, а на самом деле так встал, чтобы загородить своими кроссовками мою красавицу. Я суетился, оглядывался, тряс руками, пока Маша меня не заметила.
—Уйди, урод, а, без тебя тошно.
А сама покраснела. Маша думала, из-за того что я вечно пялюсь в ее сторону, будто я в нее влюблен. Конечно, ее это раздражало, но в то же время льстило, конечно. Ведь она так меня унижала, а моя любовь все это выдерживала. Я не пытался разубедить одноклассницу – для меня игры ее воображения служили удобным прикрытием – я мог, не таясь, смотреть на ручку. Уже тогда я понял, что девочки мне не нравятся и не понравятся никогда – они казались глупыми, неестественными и ненужными. То ли дело мужчины… Например, загадочный и злой Баллантрэ – тонколицый, стройный, непонятный – как я радовался его моральным победам над никудышным Генри, насмешками над курицей Алисой, как переживал о его неприкаянности. Я всегда знал, что буду любить мужчин – мне не казалось это ненормальным, нездоровым – возможно, потому что я всегда был один и сознание мое формировали книги, а подобная комбинация оставляет разум человека свободным от предрассудков. Я не говорил никому о своих мыслях – да и кому бы я сказал, со мной никто не разговаривал – но дети, как я уже упоминал, чувствовали инаковость. Несмотря на то, что они верили в мою глупую увлеченность Машей, первые подозрения появились – вероятно, мои взгляды на мальчиков, бегающих в трусах по полю, выдавали меня – и выражались в глубоком инстинктивном презрении. Тогда мне это казалось неважным – просто не было нужды в признании меня и моей личности. Позже я, конечно, в полной мере осознал всю сложность моего положения – все подтеки и трещины жизни, возникшие из-за него: слезы матери и взгляды окружающих – бранные слова и нескрываемая брезгливость – глубокое одиночество и, куда без этого – неудачи в любви.
Едва Маша и остальные успели собрать ее вещи с пола, как прозвенел звонок. Все дернулись с места, как лошади на скачках после сигнального выстрела. Маша тяжелым шагом загалопировала в столовую за булкой – она была девочка высокая, полноватая и поесть любила. Я остался один. Я очень рисковал – любой из одноклассников мог вернуться в любую минуту: или деньги забыл, или яблоко в ранце. Громко взглатывая от страха воздух, я снова подошел к Машиной парте, сердце мое стучало и подавало рвотные сигналы – так и хотело выброситься из горла – руки покрылись липким потом; оглядываясь и умирая от страха перед позорным разоблачением, я резко нагнулся и схватил ручку из-под трубки. Метнулся к своей парте. Судорожно сунул ручку на дно ранца, за банку с перловкой. Пальцы тряслись, я облизывал пересохшие губы и уже начал бояться: что меня кто-то видел из-за неплотно прикрытой двери, что меня видели в окно, что будут обыскивать мой ранец, что моя мать побелеет, когда ей скажут правду о ее сыне. Меня знобило; чтобы успокоить пальцы, я принялся рисовать загогулины на последней странице тетради. Перемена казалась бесконечной. Я жаждал начала урока, хотел людей – несмотря на то, что боялся их как никогда, — хотел звонка с последнего урока и дороги домой. Дома тепло и безопасно – мечтал я – дома я спрячу ручку и никто не докажет, что я ее украл.
Не помню, как кончился тот учебный день. Помню – было плохо. Дорогу домой тоже припоминаю с трудом. В тот день я ничего не замечал – мне было не до этого, необходимо было спрятать себя и ручку.
Дома я достал ручку. Впервые она по-настоящему была в моих руках. Она покоилась у меня в ладони – принимала тепло моих пальцев – нежилась в них, гордо поблескивая новизной – Маша почти никогда ею не писала – экономила до лучших времен. До меня, усмехнулся я. Разглядывая свое сокровище, я продолжал оглядываться по сторонам, будто и дома меня могли поймать с поличным. Пропажу ручки Маша, конечно, заметила. Назавтра были допросы, перешептывания, разъяренная бабушка. Я дрожал как ноябрьский лист. Ручку, ясное дело, не нашли, а под подозрением остались все мы и уборщица. Спустя неделю у Маши была уже новая ручка – теперь с двенадцатью цветами. Она была еще больше, еще ярче моей красненькой, но симпатий у меня не вызывала – неродная была, что ли. Первое время я страшно боялся разоблачения и каждый день ожидал ареста. Постепенно успокоился: Маша была занята новыми канцелярскими принадлежностями и булками, остальные о краже давно забыли. Смотреть в сторону Маши и ее парты я перестал. На переменах ел свою перловку и думал, что я сегодня буду писать своей ручкой. Вспоминая это время, кажется, что оно было – счастьем. У меня была ручка, у меня были мысли, у меня были книги – что еще надо человеку?
Прошло больше трех недель после кражи, прежде чем я решился написать первое слово украденным сокровищем. Я боялся использовать ручку при выполнении домашних заданий – даже стандартными цветами – а вдруг Маша решит открыть мою тетрадь и мистически узнает пасту? Я решил писать ручкой только в своем дневнике. Писал я много – в основном, о книгах – кого я в них особенно люблю. Еще о том, кого из одноклассников хочу отравить (Маша мне была уже неинтересна, а вот идея с убийством – да), позже – о мальчиках из школы, которые мне нравились. Перед тем как начать запись, я обычно долго вертел ручку в пальцах – писать ею было, если честно, неудобно, уж очень она была толстенькая. Пальцы после одной-двух страниц начинали болеть. Но я не отступал и пользовался своей сбывшейся мечтой – спрятать ее и не вспоминать было бы преступлением после всего, что я за нее перестрадал. Родным предметом ручка не стала. Слишком она была для меня красивая, слишком несбыточная, слишком чужая. Я чувствовал свою ущербность, держа ее в руках – в моих обгрызанных красных пальцах ручка выглядела как заморская птичка, попавшая в замызганный курятник. И сколько я ни пытался убедить себя, что достоин ручки так же, как любой другой – в глубине души осадком лежала горечь несоответствия. Ручка словно надменно смеялась надо мной, сжатая в моей ладони и причиняющая мне боль, – вот, казалось, говорила она, сверкая пурпуром – измучив собой мои пальцы – хотел меня, красавицу, получай. И я смотрел на нее с упоением и понимал, что моей она никогда не будет – я не умею обуздать мечту и пользовать ее по своему усмотрению – нет, это мечта моя терзает меня и держит в повиновении. Потому что рожден я был не для мечты, не для счастливого обладания, а для унизительного ожидания и наслаждения украдкой. Для коротких моментов радости. Для постоянного мучительного страха их потерять. Через пару лет закончились чернила – как ни странно, именно те, что были самые скучные – черные, синие, зеленые – голубые и розовые были почти нетронуты – я не решался ими писать. Да и плохо их видно на бумаге. Я почти перестал вести дневник – вдруг мать обнаружит – и ручку стало негде использовать. Я ее спрятал, а потом и вовсе о ней забыл – нашел при переезде в двадцать лет и она показалась мне старой, тусклой, скучной.
Чувство вины и стыда за воровство, конечно, тяготило долгие годы. Я до сих пор никому в этом поступке не признался – даже маме, даже партнеру. Эта ручка – моя тайная страсть – как, например, первый в жизни сеанс онанизма – страсть запретная и сладкая – неловкая и робкая – зачатки счастья, в которых не признаешься никому и уносишь с собой в смерть. Несмотря на стыд, я не жалею, что украл ручку – в конце концов, она принесла мне столько счастья, да и Маша не пострадала – еще лучше ручку отхватила. Странное это чувство – и боязно, и сладко – и невыносимо, и прекрасно. Сладкая неповторимая мечта – моя ручка – кроваво-красная – как любовь, бесстыдно зовущая – как любовь, непереносимо нужная – как любовь.
В моей жизни было несколько страстей, и очень часто – помимо моей воли – меня охватывало смятение – оно проникало в меня пронырливо, незаметно – будто снова я что-то своровал – нечто запретное – украл поцелуй, украл ласку – украл потенциального жениха у какой-то девицы – потенциальных внуков у глупой, но любящей матери – спокойные и несчастливые ночи у Него. Понимал, что дело, собственно, не во мне, а в устройстве мира, из которого я оказался ненароком вырезан – и я не хотел обращать на это внимание, но люди хотели – этот мир не по мою душу, так же как ручка была не по мое детство и все-таки, и все-таки… Я не мог запретить себе ни тогда, ни сейчас малый кусочек желанного – я ведь так мечтал о нем во время долгих прогулок от школы домой, длинными ночами, одинокими обедами – оно причитается мне так же, как любому – куцый кусок январского неба, хлюпающая вода в промокших ботинках, отяжелевшая от цветов вишневая ветка, развернутая книга на обеденном столе рядом с дымящейся тарелкой, чье-то лицо в окне за оранжевой занавеской, пол в абсурдных узорах еще теплых жемчужин, рубашка в синюю полоску, коробочка с застывшим ядом за сервантом – у каждого есть все это, но в своей вариации и каждый мечтает о своей темно-красной ручке – а получив ее, мучается – муками совести ли, радости – мучается, но пишет ею – меняя чернила – дневник своей жизни – с перерывами, с отступлениями, со слезами – но только ею – и в каждой строчке бьется ее дыхание – неровное и частое, угасающее и холодеющее со временем – но все же дыхание – смятый шепот усталой мечты.


Примечания:
Сумаляк* – национальное узбекское блюдо из пророщенных зерен пшеницы; по традиции готовится на Навруз – праздник нового года по солнечному календарю у тюркских народов.
Тони Марстон* – герой романа «Десять негритят» Агаты Кристи. По сюжету романа умирает от отравления цианистым калием.

Бигус по-дундуасски

…это значит очень простой в приготовлении и полезный для здоровья.

Началось все с того, что я адски захотела тушеной капустки. Готовить для себя одной я не привыкла, а мужу тушеная капуста без мяса что льву листок салата. Поэтому я решила тушить капусту с мясом — вспомнила, что называется такое блюдо «бигус».

Ну, пошли читать про бигус. Классические рецепты — пальчики оближешь: и вам свининка, и грудинка, и охотничьи колбаски. Одна беда — мне с моим острым гастритом категорически нельзя ни грудинки, ни колбасок. Да и вообще свинину я практически не готовлю — вредно.

В общем, взяла я рецепт с кулинарного вебсайта (кажется, с kyxarka.com) и решила его слегка изменить. Сготовила, очень нервничала, но напрасно: огромная сковорода съедена меньше чем за сутки. Решила поделиться своей вариацией замечательного польского блюда. Подойдет тем, кто по той или иной причине не может употреблять любого рода свинину.

Бигус по-дундуасски
Ингредиенты:
1.5 фунта (700г) говядины — в идеале хорошего качества. Для тех, кто в Америке — той, что продается под ярлыком ‘stir fry.’
2 луковицы среднего размера
5 морковок среднего размера
1.5 маленьких вилка белокочанной капусты
5-6 столовых ложек томатной пасты
приправы (красный перец, черный перец, соль, хмели-сунели, тмин, розмарин, базилик)
оливковое масло

Приготовление:
Нарезаем не слишком мелко лук. На крупной терке трем морковь. Нарезаем мясо кусочками в 3-4 сантиметра. Разогреваем оливковое масло в глубокой сковороде — наливаем не очень много, мясо ведь пустит сок. Бросаем в сковороду лук, морковь и мясо. Приправляем в первый раз — так мясо будет вкуснее и ароматнее. Тушим под плотно закрытой крышкой минут десять на среднем огне, периодически перемешивая. В это время соломкой режем капусту. Добавляем к мясу-луку-моркови. Снова тушим под закрытой крышкий пять минут на высоком огне — главное, следите, чтобы не подгорело. Затем убавляем огонь до среднего, наливаем 500мл питьевой воды, закрываем крышкой и ставим таймер на сорок минут. Каждые 5-10 минут перемешиваем. После сорока минут добавляем томатную пасту и специи по вкусу — тщательно перемешиваем и готовим еще пять минут. Все, бигус готов. Замечу — на второй день, после того, как постоит, блюдо еще вкуснее. Приятного аппетита!

О Флобере и обо мне

Заканчиваю читать биографию Гюстава Флобера, написанную Анри Труайя. Опущу рассуждения о том, понравился ли мне стиль биографа, поскольку в биографии все же важен главный герой, а не его бытописатель. Прочесть эту книгу, если вам интересно творчество Флобера, конечно, полезно, поскольку дает базовое представление о жизни писателя.
Не буду пересказывать содержание книги, ограничусь замечаниями о том, что больше всего меня задело. Во-первых, конечно же, бросается в глаза одиночество писателя. При том, что он никогда не жил один (сначала с семьей, а после — с матерью и племянницей), поражает замкнутость его пространства и мышления: он и не надеется, что кто-либо будет ему по-настоящему близок и в принципе близости как таковой не ищет и в течение жизни расходится с людьми, претендующими на неограниченную близость с ним. Напротив, он избегает продолжительных связей с женщинами, панически боится иметь детей (и я его абсолютно понимаю), и даже с друзьями видится достаточно редко, а общаться предпочитает в письмах.
Размышляя о Флобере, я задумалась о сущности писательства. Писательство — не что иное, как сознательный уход в одиночество. Писателю не нужен на самом деле этот мир, потому что он скучен, тосклив и предсказуем. Писатель практически не нуждается в людях: примиряется с, максимум, одним близким человеком (который не мешает заниматься литературой), а друзей выбирает таких, с кем можно опять-таки поговорить о литературе. Все остальное — занимает остаточную часть души, сердца, мыслей. Это понятно и естественно. Множества страстей у человека быть не может по определению. Оттого и у Флобера лишь одна страсть — писать. Он живет своими мыслями о своих же мыслях, переживаниями о своих героях, тревогой за будущее нескольких страниц. Стоят такие муки результата? На мой взгляд, несомненно. Я читала «Госпожу Бовари» множество раз и до сих пор не перестаю удивляться совершенству этого романа. Он прекрасен, как все, что содержит в себе абсолютную гармонию, в данном случае, гармонию между словом и смыслом, между сюжетом и стилем.
Второе, о чем хочется сказать в связи с Флобером — это его обсессивность со словом (что, в принципе, вытекает из предыдущих мыслей о всепоглощающей страсти к литературе). Мне очень близка эта боязнь сказать не то и не так, не суметь выразить мысль, чувствовать унижение от неспособности пользоваться Словом. Я понимаю, почему он столько лет писал каждую из трех своих больших вещей, я понимаю это стремление написать нечто, равное в своем исполнении замыслу. Мученья Флобера в его 24 года напоминают мне мои сейчас, в мои 24. Звучит, конечно, самоуверенно, но с другой стороны, разве нет вероятности, что к своим 40 я смогу написать свою «Бовари»? Я так же пытаюсь прочесть как можно больше, чтобы научиться, так же пытаюсь писать, абстрагируя себя от сюжета и героев, и пишется мне так же невыносимо тяжко, потому что всякий раз, когда я сажусь за компьютер и начинаю печатать после долгих ночей обдумывания, я чувствую то же отчаяние и пустоту, что ощущал писатель, когда делал свои первые попытки.
Когда я прочитала письма Флобера и прозу о нем, я по-своему даже обрадовалась, потому что его мучения и их преодолевание дали мне надежду, что, возможно, несмотря на все, что терзает меня, я тоже смогу написать свой роман когда-нибудь, хотя бы один — смогу вытащить эту тяжесть из себя и положить ее на бумагу, смогу воплотить хотя бы одну большую идею в жизнь, смогу почувствовать себя творцом и хотя бы на несколько минут насладиться своим творчеством.

О человеколюбии. Мысли о наболевшем.

О человеколюбии. Мысли о наболевшем.

Я верю в относительное равенство всех людей на земле – ну, не в то, что все одинаково умны, талантливы, красивы и так далее, а в то, что каждый, независимо от способностей имеет право на жизнь, образование, базовую медицинскую помощь. И, исходя из аксиоматичности этого права, я пытаюсь развивать в себе милосердие и человеколюбие по отношению к тем людям, группам людей, чьи права когда-то были попраны и чье развитие из-за этого в культурном смысле, как бы это аккуратнее сказать, задержалось. Я пытаюсь объяснить себе, что стоит дать только шанс и все выправится, все будет хорошо. Тяжело дается мне это отношение. Да что там тяжело, практически невозможно.

Чтобы объяснить на примере о чем я говорю, возьму в пример своих соседей. Я живу в Вашингтоне, на Капитолийском Холме. До 1960х годов прошлого века это было относительно благополучное место: здесь жили семьи, здесь были школы, был красивый старый город с изумительными викторианскими особняками. В 1960х годах, с приходом Движения за Гражданские Права под лидерством Мартина Лютера Кинга все кардинально изменилось. Начались восстания местных афроамериканцев, которые закончились тем, что белое население в практически полном составе выехало из города и поселилось в пригороде – в соседних Вирджинии и Мэриленде. Черное население проживало в Вашингтоне в абсолютном большинстве до примерно конца 1990х. За эти тридцать лет город, скажем честно, лучше не стал: расцветала нищета, преступность, алкоголизм, наркомания и все прочие прелести типичного гетто. Из вашингтонских районов не пострадали (или почти не пострадали) только три: северо-западная часть, Джорджтаун и Палисады. Там жили и живут в основном богатые и добропорядочные люди.
Почему когда черные остались управлять городом, экономика не поднялась, а катастрофически упала – вопрос к социологам и экономистам. Я вдаваться в это не буду, поскольку факторов много, статистики у меня проверенной под рукою нет, а бросать голословные фразы не хочу.
Поэтому я расскажу только о своих впечатлениях и своем опыте жизни в Вашингтоне. В конце девяностых-начале нулевых с приходом нового мэра и поднимающейся экономикой, а также вследствие урбанистического движения, в город снова начали въезжать «белые люди» (естественно, не только белые въезжают, а и китайцы, и черные, и индусы, и русские – под «белыми» неофициально и неполиткорректно именуется масса в основном белых и почти всегда образованных людей. Дома стали хорошеть, палисадники цвести, открылись новые рестораны, появились парки для выгуливания собачек, цены на недвижимость взлетели (и продолжают взлетать). Из-за взлета цен выросли налоги на землю, поэтому естественным путем черное население (здесь в основном с очень низким доходом или совсем без него) стало из города выезжать. Выгодно продают свои дома и переезжают обычно в Хайатсвилл (это черный пригород). К примеру, теперь в нашем блоке только одним домом владеют афроамериканцы.

Однако все еще есть неблагополучные районы, причем в поразительной близости от районов хороших и причина этих районов вот в чем: в так называемых «проектных» домах. Лет 20 назад государству пришла в голову идиотическая мысль: собрать все неблагополучные семьи в многоквартирных огороженных домах – и таким образом помочь им с жильем, дать возможность иметь свое собственное сообщество и, я думаю, обеспечить себе более легкое регулирование неблагополучных граждан. Что получилось? Получилась естественная сегрегация черных от белых, что на самом деле неправильно и отвратительно. В этих «проектах» люди действительно живут в собственном обществе, но это есть общество тунеядцев, наркоманов, торговцев наркотиками, вечно беременных девочек и женщин, инвалидов (что-то когда-то отстрелили) и бывших заключенных. Что можно получить и выучить в такой обстановке? Как? Я считаю, что вырасти добропорядочному человек там практически невероятно, и не его эта вина, а вина его изоляции, его нахождения в подобной окружающей среде. Я часто говорю о том, что если белого ребенка закинуть в этот «проект», из него вырастет бездельник и хулиган ничуть не хуже самого коренного обитателя «проекта». Мы пожинаем плоды «проектов» ежедневно: раньше почти регулярно крали посылки с крыльца, скамейки и столик на заднем дворе прикованы к забору цепями, наши машины вскрывали и обворовывали три раза (в последний раз мы даже в полицию не стали обращаться), за последние несколько месяцев были два случая жестокого нападения на мирных жителей, одно из них закончилось комой пострадавшего (дело Томаса Маслина), из которой он до сих пор не вышел. Я купила всей своей семье баллончики с перцем, для машины собираемся строить отдельный забор, я прошу мужа поставить камеру на крыльце. Даже собственной станцией метро по вечерам больше не пользуюсь: а вдруг вот так же, как кого-то другого, ради кошелька с 20ю долларами меня изобьют бейсбольной битой и оставят валяться на улице, истекая кровью.
Когда утром едем на работу, мы проезжаем мимо «проектов», где я вижу группами молодых, здоровых как кони бездельников – они сидят так в 10 утра, будут так же сидеть в 7 вечера – они не хотят работать, не хотят учиться (хотя все это для них практически без исключений бесплатно). Они ничего не хотят, кроме как сидеть, слушать музыку, а ночью вскрывать мою машину и избивать за несколько долларов прохожих. Я смотрю на них каждый день, каждый месяц, каждый год и чувствую, как внутри меня поднимаются раздражение и отвращение – я пытаюсь понять тунеядство и паразитирование, но не могу. Я пытаюсь пожалеть их – и получается все меньше и меньше. Я вспоминаю, как каждое воскресенье они собираются при полном параде в своих церквях и снова вспоминаю все случаи насилия и разбоя – и понимаю, что против своей воли, ничего, кроме неприязни и нежелания этих людей рядом с собой видеть, больше не испытываю.
Я осознаю, что государство должно больше помогать, должно создать новые социальные программы, и что мы наверно тоже что-то должны для них сделать. Хотя что и почему? Лично я никого не угнетала, моих предков Сталин практически истребил в 1945м, я приехала в Америку одна и не провела ни одного года не учась или не работая. Я согласна всю жизнь платить налоги на закупание продуктовых талонов для «проектных» и оплачивание родов для их детей, рожденных от наркоманов и алкоголиков. Я согласна на все это, но навсегда у меня останется теперь неправильная, ненужная и неизбывная предвзятость против этих моих ближних – я буду с ней бороться, но каждый раз, когда попытаюсь думать хорошее, перед моими глазами будут вставать только негативные образы: группы наглых молодых мужчин со спущенными до трусов штанами во дворах и на улицах, разбитое стекло машины, банка с пожертвованиями семье Томаса Маслина. Я боюсь этих людей, физически боюсь, я их обхожу, я стараюсь никогда с ними не сталкиваться, так как же я когда-либо смогу заставить себя их полюбить? Но если я не люблю этих людей, значит ли это, что к другим отношусь хорошо только условно? Что стоит им натворить что-то, как мое доброе отношение к ним испарится? Или моя неприязнь нормальна и объяснима? Тогда что такое человеколюбие? Что такое милосердие? Нужны ли эти абстракции вообще? Зачем, если по дефиниции они заранее обречены на провал? Не знаю, не знаю, не знаю.

И снова о религии

Сидела я думала, думала над горькой судьбой Иисуса Христа, размышляла о последних часах его жизни, сопоставляла все факты и тут меня как громом ударило! Пришла ровно одна мысль и она объяснила все ранее непонятное. Что за мысль — я расскажу совсем скоро, однако для начала приведу здесь вопрос, который задала мужу, чтобы удостовериться в правильности своей догадки:

— Слушай, когда тебя целовал твой друг N.?
— Что?.. — дикий непонимающий взгляд мужа, — Никогда!

Теперь о моей теории насчет Христа. Вкратце, Иисус Христос был гей. И вот почему:

1. Иудин поцелуй. У евреев принято было целовать друг друга при приветствии в знак дружбы и хорошего отношения, однако особым знаком поцелуй никогда не являлся. Головой мотнуть — да, рукой сделать особенный жест — конечно, но поцелуй в щечку? При том, что Иисус Христос даже не был удивлен поцелуем — а это значит, что поцелуй этот не был первым для Христа и Иуды, но был, тем не менее, тайным для непосвященных (если он мог послужить знаком для врагов Иисуса).

«…впереди его шёл один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошёл к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаёшь Сына Человеческого?» (Лк. 22:47-48)

2. Отсутствие интереса к женщинам и повышенный интерес к мужчинам. Во всех практически библейских притчах фигурируют не только мужчины, но и женщины, например, Самсон и Далила, Давид и жена военачальника, Соломон и Суламифь. Присутствие любимой женщины никогда не вредило репутации библейских героев, напротив, придавало историям о них дополнительный шарм. Предательский поступок Давида нисколько не повлиял на мнение о нем его подданных ни тогда, ни сейчас — и ныне, имя это одно из самых популярных не без причины. Однако с Иисусом все иначе. Две женщины в его жизни — Богородица и Мария Магдалена. Одна мать, а вторая — так, очередная спасенная душа. Зато с апостолами у Христа очень интимные отношения. Они вместе проводят время, ужинают, пьют вино, он любит их, а они признаются в любви и верности ему. При этом апостолы, как и Христос, тоже все не женаты. Почему? Они ведь совершенно обыкновенные люди, хоть и просветленные. Ответ напрашивается сам собой.

Да что там мои слова, вот цитата из статьи об апостоле Иоанне с православного сайта Келия; как говорится, выводы делайте сами:
«Господь очень любил Иоанна. На Тайной Вечере святой апостол Иоанн возлежал у Господа на груди. Он неотступно следовал за Христом.»

Что это, как не образцовый пример обсессивной любви, которая, согласно дефиниции, имеет следующие симптомы:
1. Болезненная озабоченность объектом любви;
2. Потребность обладать им или же чтобы им обладали;
3. Самосаботажное поведение в момент, когда роман практически уже сложился, приводящее к отказу от отношений объекта любви, т.е. потребность быть отверженным.

Заключение?
Все выше написанное сочинено было мной лишь для того, чтобы наглядно продемонстрировать, насколько по-разному и насколько абсурдно может трактоваться Библия и какая невероятная ошибка делать из этой путаной, многажды переписанной книги нечто большее, чем она есть — то есть трактовать собрание притчей и сказок, как нечто священное и абсолютно правдивое. Про одного Христа сколько написано и как противоречиво! То он «не мир принес, но меч», то он светоч всепрощающей любви («возлюбите врагов своих»), то он по воде прошелся и исцелил прокаженных, то обиделся на дерево, которое зимой не плодоносило (попробовал бы сам зимой плодоносить).

Если в Библии столько неувязок касательно таких глобальных вещей, как пацифизм или милитаризм Христова учения, то как можно по этой книге делать выводы касательно того, каким должен быть идеальный брак или как относится к геям бог? В Ветхом Завете бог вообще повелел дочерям Лота пойти и лечь с ним в постель для того, чтобы зачать детей, так что теперь, инцест — это хорошо? Я думаю, все христиане, кроме разве мормонов, согласятся со мной, что нет.

Если даже не касаться вопроса насчет самого существования бога (на успех в этом я и не надеюсь), а просто признать, что Библия не священна, а ценна больше с исторической и культурной точки зрения, прорыв был бы сделан грандиозный. Ведь на самом деле не важно, был ли Христос асексуален, гомосексуален или тайно мечтал о Магдалене, так же, как неважно, что думали древние иудеи о браке (ведь это они сформулировали для Библии и Торы дефиницию «брака», которая до сих пор в силе). Важно, чтобы люди жили согласно внутренним моральным и этическим законам и действительно хорошо, ну хотя бы не агрессивно относились к своим ближним, даже если ближние совсем на них не похожи. Важно, чтобы не хотели ближних своих линчевать, сжигать, сажать на кол, репрессировать, бить по подворотням и потом в оправдание свое приводить имя человека, который, если он когда-то существовал, ужаснулся бы тому, что делают его псевдопоследователи, если б увидел их в действии. Потому что я уверена, если он был таким, как о нем говорят, он был бы против преследования любого рода меньшинств, против насилия, против ненависти к слабым, незащищенным или с тобою несогласным, против хамства, против гонений, против убийств.

Если вы прочитали мой пост и все равно испытываете негодование, связанное с моей теорией, вдохните глубже и вспомните, что 1) в Интернете свобода слова, 2) ненависти к вашему богу я не выразила (наоборот, если моя теория верна, я б с ним с удовольствием подружилась, 3) я могу удалить все злые комментарии, поэтому время, на них потраченное, будет потрачено впустую и 4) теория — шутливый эксперимент!

Доброго всем времени суток.

О милосердии, пасторах и грязных инопланетянах

Часть 1

Муж прислал ссылку на религиозный форум (над которым хихикал до этого минут сорок); я почитала и поняла, что не могу не сделать об этом запись. Оговорюсь сразу, большинство заявлений, сделанных верующими на этом форуме, я просто перевела напрямую с форума. С меня хватило первой страницы, чтобы придти в ужас, но отдаю эти перлы на ваш суд. Дочитайте до конца — будет интересно!

Итак, сайт ведется Баптистской Церковью Лендовера. Нижеприведенные комментарии сделаны Пастором Езекиелем.

Заголовок поста: «Почему у нас существует политика «не спасенным (во Христе — прим. ав.) не входить»?»
Под «не спасенными» Пастор подразумевает следующих (дальше я просто его цитирую, так как лист нежеланных очень велик, я выбрала только самые яркие показатели истинно христианской ревностности и усердия):

«Не спасенные нам не нужны»

Вопрос: «Разрешили бы вы атеисту, который говорит на языке жестов, пересказывать пасторскую проповедь глухому?»
Ответ: «Нет! Не спасенные нам не нужны!»

Вопрос: «Разрешили бы вы умалишенному бомжу, который говорит сам с собой, сидеть впереди вас во время воскресной службы?»
Ответ: «Нет! Не спасенные нам не нужны!» (добрые — сил нет)

Вопрос: «Вы бы пустили Барака Хуссейна Обаму в церковь?»
Ответ: «Нет! Не спасенные нам не нужны!»

Вопрос: «Разрешили бы вы ВИЧ-инфицированному гомосеку сидеть на скамье поблизости от вашего простуженного ребенка?»
Ответ: «Нет! Не спасенные нам не нужны!»

Вопрос: «Вы бы позволили грязному нелегалу, который не купался неделями, сидеть впереди вас во время службы?»
Ответ: «Нет! Не спасенные нам не нужны!»

То есть, давайте сделаем заключение, кто же эти «не спасенные», которые, согласно баптистам Лендовера, не живут во Христе и должны вечно гореть в аду:

  1. Барак Обама — за то, что смугловат на баптистский вкус, видимо
  2. Афро-американцы, или, как их ласково назвал Пастор, «ниггеры»: опять-таки за цвет кожи — неэлегантные они какие-то, и музыку неприличную слушают
  3. Душевнобольные — мешают, знаете ли, наслаждаться проповедями о любви, милосердии и равенстве
  4. Геи — ну, эти вообще содомиты, на костер их всех, Сан-Франциско и Вашингтон можно вообще томогавками забросать, чего возиться
  5. Нелегальные эмигранты — тут вот даже непонятно, чем они помешали. Думаю, эстетически мешали. Фу! Вонючки! Кстати, инопланетян тоже бы не пустили — тоже нелегальные и грязные какие-то
  6. Вообще все грязные люди — фу-фу-фу, Евангелие хорошо воспринимается исключительно в благочестиво дезинфицированной обстановке

Часть 2

А теперь внимание!! Этот веб-сайт — пародия на христианских фундаменталистов!

Но самое смешное и одновременно печальное не это — забавно и грустно то, что вначале все эти заявления я восприняла совершенно серьезно.
Вся первая часть моей записи (до того, как я узнала, что к чему) это демонстрирует. Почему? Потому что, к сожалению, очень и очень многие верующие американцы в эти убеждения твердо верят и их проповедуют.
Этот сатирический пост — совершенный пример закона По (Дэвид раскопал) — пародия неотличима от оригинала, потому что оригинал так же абсурден, как пародия на него.

Пока я заканчивала эту запись, муж снова полез в бездонные глубины Интернета и нашел две малочисленные и непризнанные официальной церковью деноминации, которые как раз все описанное в пародии и проповедуют:

Баптистская Церковь Вестборо: ярые противники гомосексуализма, община описывается в источниках, как «группа ненависти»

и

Dove World Outreach Center (без понятия, как точно перевести): лидер — пастор, который в прошлом году сжигал Коран, чем вызвал волнения в Афганистане, против Ислама и опять-таки геев (чем они им всем не угодили?)

Все это, конечно, весело со стороны, но нам, здесь живущим, совершенно не смешно, а иногда даже страшно читать и слышать о религиозных фанатиках, особенно в свете того, что в президентских выборах 2012 года от Республиканской Партии будет бороться за кресло президента Митт Ромни, истовый мормон. Если Ромни выиграет, придется всерьез думать о переезде в более «не спасенную» страну. А то вдруг тоже окажемся неправильного цвета.

О любимых книгах

Я очень люблю читать блоги, где рекомендуют книги. Решила, что пришло время и мне поделиться тем, что поразило/понравилось/легло на душу. Этот пост будет о прозе. В следующем расскажу о том, что мне нравится из поэзии. Буду рада, если мои наводки будут кому-нибудь полезны.

Первый список представляет книги, которые я годами читаю и перечитываю. Нумерация условна: если книга стоит под номером один отнюдь не значит, что я люблю ее больше, чем ту, что под номером десять:

1. «Сага о Форсайтах» Джона Голсуорси; эпическое полотно, отображающее викторианскую и послевоенную (имеется в виду Первая Мировая Война) Англию; написано в абсолютно безупречном стиле. Каждую страницу можно смаковать, здесь вы не найдете непродуманных предложений, проблем с синтаксисом и сырых диалогов. Книга совершенна.

2. «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова; две параллельные линии, но какие! Я очень люблю этот роман за линию Иешуа. Рассказ о нем изменил мое отношение к людям.

3. Рассказы и «Театр» Сомерсета Моэма; Моэма называют иногда писателем для изучения английского языка и ругают за склонность к афористичности. А мне кажется, он Мастер Стиля, Мастер яркой, четкой, краткой и объемной речи.

4. Детективы Агаты Кристи. Детективы не перечитываются, но истории про Эркюля Пуаро и Мисс Марпл — это же просто наслаждение. Тем, кому нравится Кристи, я бы очень рекомендовала посмотреть сериалы про Мисс Марпл и Пуаро, снятые ВВС.

5. «Жерминаль» Эмиля Золя; книга о тех, кто глуп, беспомощен и во всех отношениях унижен. После этой книги я поверила в социализм.

6. Рассказы, письма и некоторые повести Антона Павловича Чехова, а именно: «Рассказ неизвестного человека», «Палата №6», «Скучная история» и «Драма на охоте». Про Чехова даже объяснять ничего не стану: о нем не надо говорить, его надо читать.

7. «Госпожа Бовари» Гюстава Флобера; еще один пример полной гармонии между формой и содержанием.

8. «Гордость и предубеждение» и «Эмма» Джейн Остин; изящные и в лучшем смысле этого слова женские книги, написанные женщиной незаурядно острого, так называемого «мужского» ума.

9. «На восток от Эдема» Джона Стейнбека; книга о любви и ненависти в самых их разных проявлениях.

10. «Защита Лужина» и «Отчаяние» Владимира Набокова; Набоков гениален, его тяжело читать и тяжело воспринимать — сгибаешься под гнетом его гения, но зато какая радость прикоснуться к тому, что для полного осознавания едва ли доступно.

11. «Ярмарка тщеславия» Уильяма Теккерея; ну, что тут сказать — это настольная книга любого, кто любит и ценит блестящий сарказм.

А вот список книг, которые я прочла не так давно (то есть еще помню, о чем они!) и которые мне просто понравились и/или показались интересными:

1. «Жизнь Пи» и «Беатриче и Вергилий» Янна Мартеля.
2. «Граф Монте-Кристо» Александра Дюма
3. «Похороните меня за плинтусом» Павла Санаева
4. «Сестра Керри», «Американская трагедия» и трилогия о финансисте («Финансист», «Титан», «Гений») Теодора Драйзера
5. Пьесы Оскара Уайлда
6. «Милый друг» и «Жизнь» Ги де Мопассана
7. «Грязь на снегу» Жоржа Сименона
8. «Географ глобус пропил» Алексея Иванова
9. «Богач, бедняк» Ирвина Шоу
10. «История кавалера де Грие и Манон Леско» Антуана-Франсуа д’Экзиль Прево
11. «Багровый лепесток и белый» Мишеля Файбера

Ну, пока все! Как вспомню еще что интересное или прочитаю, обязательно поделюсь. Приятного чтения!

Бедные, богатые, русские, нерусские

Ну что, закончила читать повесть Пронина «Женщина по средам» и даже посмотрела половину фильма «Ворошиловский стрелок», что поставлен по этой книге. История, на первый взгляд, душераздирающая по эмоциям и однозначная по смыслу: живет молоденькая невинная Катя с честным дедушкой-фронтовиком, оба хорошие до умопомрачения, идет к себе домой как-то и вот тут заманивают ее серые волки в виде бывшего одноклассника и его дружков — хамоватое и уродливое «новое поколение» — к себе в квартиру и там, напоив Катю, насилуют. Все втроем, по очереди. После девушку отпускают домой. Она рассказывает обо всем дедушке. Дедушка вызывает милицию, милиция задерживает парней и выбивает из них показания, но тут приезжает папа одного из насильников, полковник, и сына своего с подельниками отмазывает. Дедушка, узнав эти новости, решает вершить суд сам: покупает винтовку и одного за другим молодцев подстреливает, но не насмерть, а так, чтобы на инвалидность пошли. Внучка, от выстрела к выстрелу, все больше и больше отходит от своего потрясения. К тому времени, когда последний из насильников от страха перед ее крутым дедушкой сходит с ума, Катя совершенно регенерируется душой и телом, потому что чувствует: она отомщена.

Книга и фильм несколько отличаются и некоторые из комментариев будут касаться только книги, или только фильма. Ну, поехали.

В первых кадрах фильма вы видите Катю: крупная, видная девица в экстремально короткой юбке и обтягивающей маечке без лифчика, сисястая и губастая, гордо вышагивает по улицам родного города — да так, что попу ее из-под юбки даже высматривать не надо — сама в глаза лезет. Как выясняется позже, провинциальная секс-эпил учится в консерватории (или музыкальном училище) на кого бы вы думали — на дирижера. Если уж так наряжена будущая дирижер, то как тогда там одеваются проститутки — в трусах ходят? Я смотрела на Катю и вот не верила, что она невинная и чистая — несмотря на светлые цвета ее одежды, создавалось впечатление, что девица она бывалая. И вообще, мудрый-разумный дедушка мог бы и подсказать, что ходить в такой юбке в России 90х — это просто напрашиваться на изнасилование.

На внешнем виде проблемы с Катей не заканчиваются. Как она могла не знать хотя бы примерно, что из себя представляет ее бывший одноклассник? Тем более если она прожила с ним всю жизнь в одном дворе? Проведя детство и юность в очень маленьком городе, я могу сказать, что если ты не слепая, не глухая и не сумасшедшая, ты знаешь наверняка, что Иванов из второго подъезда тайком пьет за кустами водку, а Петров тайно влюблен в девочку из параллельного. И уж точно в районе маленького города все бы знали о дебошах каждую среду и о женщинах, которых приводили к себе парни в «женский день». Поэтому я просто не могла поверить, что Катя так легко «купилась» на историю об одиноком дне рожденья и пошла пить шампанское с тремя мужиками. Ну не пять же ей лет в конце концов.

Вторая моя проблема и с романом, и с книгой была концептуальная. Черно-белое все вышло и у писателя, и у режиссера. Читая Пронина, я то и дело морщилась от пассивно-агрессивных высказываний в сторону тех, кто «захватил» Россию драгоценную, тех, «со странными фамилиями» (это прямо из текста!). Что за странные фамилии? Подозреваю, что автор, как и большинство русофилов, подразумевал фамилии еврейские. Дальше идут нескончаемые отповеди по поводу «новых русских» и того, как все развалилось. При этом писатель, сам того не замечая, рассказывает, почему все так развалилось через маленькие детали — например, на протяжении романа то и дело упоминаются игроки в домино, которые сидят во дворе целыми днями. Ну если так все плохо, то почему бы не перестать играть в домино и не пойти сделать что-то вместо того, чтобы обвинять евреев, американцев и всех, кто зарабатывает хоть какие-то деньги, в своих проблемах. Или вот еще хороший пример: оказывается, игроки в домино то и дело ходят пописать в кустики. Сидя во дворе собственного дома. Хм, и почему такая грязь на улицах? И почему везде мочой воняет? Удивительно. Наверно, это таджики напортачили.

В фильме акцент больше идет на новообразовавшуюся классовость, хотя и тут сохраняется упор на национальные черты. Милиционер Галкина — хороший, с чисто русским простецким лицом. Герой Ульянова — несгибаемый фронтовик, тоже по дефиниции хороший. Катя Афонина — опять-таки славянский тип, русые волосы, светлые глаза. Все очень бедные, практически нищие, но хорошие — аж тошно. Три бандита: ну, тут и стараться особенно не надо было. Невозможно симпатизировать гнусным насильникам. Однако Говорухин решил, что факта изнасилования недостаточно и добавил еще отрицательных черт, слепив из героев расхожие стереотипы: «нового русского», «вшивого интеллигента», и «папенькиного сынка». А ведь можно было дать им такую неоднозначность, такой потенциал, пускай и совершенно негативный! Нет, все просто и понятно, как отрезок. И поэтому скучно, неприятно, неправдоподобно, ведь в реальной жизни не бывает ни черного, ни белого — иллюзия их, как на картинах импрессионистов, создается через смешивание всех остальных красок, и цвета эти никогда не бывают совершенно чистыми.

«Ворошиловский стрелок» считается классикой русского кино и получил огромное количество положительных отзывов на Имхонете и КиноПоиске — однако мне кажется, что популярность не совсем заслуженна. Популярен не фильм, а идея: мы хорошие, «они» плохие, поэтому за обиду дозволен любой самосуд, потому что «они» сильнее и их больше. И надо «их» вырезать и убирать. «Они» понятие заведомо абстрактное, даже если опираться на фильм — сама стереотипность выбранных типажей наталкивает на мысль об их нереальности и ненастоящести. Герои Говорухина шаблонны — поэтому так легко, используя их, построить ложную, но простую и аппелирующую к массам, модель зла и добра. Такая модель всегда будет работать: над нею не надо думать, надо только разделить мир на «своих» и «чужих», и начать активно «чужих» ненавидеть, относя даже такие преступления, как групповое изнасилование, к следствиям классового и этнического неравенства.

«Голодные игры»

Зашла на прошлой неделе в книжный. Вроде бы замечательный книжный — при Гарварде, количество книг ошеломляющее, но вот только заходишь в магазин и посреди всего книжного богатства, среди которого дыхание захватывает, на центральном стэнде опять и снова (о, спасите!), как в сотнях других магазинов, самый лучший бестселлер 21го века, высший показатель фантастического уровня интеллектуальных способностей моих современников, книга всех времен и народов, Флобер, Набоков и Стругацкие в одном флаконе — «Голодные Игры» Сьюзен Коллинз. Да, именно эта книга. С горячей телочкой на глянцевой обложке, которая целится из музейного лука в неизвестном направлении. И плюс еще два или три продолжения этой книги.
Нет, на самом деле я ничего не имею против развлекательного чтива — сама частенько балуюсь Агатой Кристи на ночь, но, ребята, зачитываться этим то ли фэнтези, то ли сказкой, всерьез его обсуждать и ставить по этому фильм — это уже перебор. Да, может быть, и правда в наше время, согласно опросам, люди из «художественной литературы» в основном читают Библию, «Гарри Поттера» и Толкиена (в принципе, все три относятся к разделу легкой фантастики с элементами сказочности), да, может, кино практически вытеснило книги, да, может, слово «книга» — это анахронизм и молоденьким девочкам тяжело читать предложения, в которых больше четырех слов и, да, очень возможно, что я звучу, как старая сварливая тетка, но… невыносимо видеть и слышать на каждом углу, как восхваляют очевидный трэш, рассчитанный на подростков, которые никогда прежде ничего не читали (кроме того же «Гарри Поттера») и после этого ничего не прочтут.
И мне обидно, что даже в книжных магазинах при лучших университетах страны натыкаешься на пропиаренную дешевку, которую, чего доброго, через пару лет еще и в институтах начнут изучать (как начали недавно творчество малоизвестных афро-американских рэпперов-поэтов, например), пополняя и так богатейшую ментальную библиотеку американских студентов, на данный момент состоящую из следующих книг: «Алая буква», «Великий Гэтсби», «Убить Пересмешника» и «Над пропастью во ржи». Да, книг всего четыре и не самые они лучшие в американской литературе и редко их кто читает с начала до конца, но все же… пусть уж лучше только их или совсем ничего, чем пресловутые «Игры».
Я не хочу делать никаких заключений или подробно говорить о сюжете футуристической гладиаторской саги — об этом расскажут Википедия и сотни комментариев на Имхонете — я хочу только попросить: не читайте вы «Голодные Игры». Не стоит оно ни времени, отпущенного на жизнь, ни нервов, ни — самое главное — ваших мозгов.

Салат «Пупсиканский»

Начиналось все с салата Греческого, но, так как параллельно я делала окрошку, решила в салат добавить пару ингредиентов от окрошки, ну, и потом еще парочку, ну, и что-то из холодильника. В результате получился салат, которого я сама никогда не пробовала. Если таковой существует и имеет название, дайте мне знать — заголовок поменяю. А пока, читайте и готовьте — получилось действительно вкусно и понравилось даже моему мужу, который обычно на салаты вообще не смотрит.

Ингредиенты (2 порции):
упаковка шпината
1 авокадо
пол-упаковки cherry tomatoes
1/2 огурца
100-150г сыра фета
зеленый лук
1/2 пучка редиски
5-6 зеленых оливок без косточек
лимонный сок
сухая петрушка
соль по вкусу

Способ приготовления:
Мелко нарезать зеленый лук, оливки и редиску. Смешать в глубокой миске. Нарезать средне огурец, фету, помидорки и авокадо. Добавить к луку, оливкам и редиске. Все перемешать, заправить лимонным соком, посолить и посыпать сухой петрушкой. Вымытый и высушенный шпинат выложить на тарелки, сверху в середину выложить нашу смесь из овощей. Подавать с чипсами пита. Приятного аппетита!